Услуги в сфере налогового права и налогового консалтинга

Сопровождение налоговых проверок

Сопровождение и оспаривание результатов налоговых проверок

Налоговые проверки

Налоговые проверки проводятся налоговыми органами с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом (далее - налогоплательщиком) законодательства о налогах и сборах.

В практике российских налоговых органов существует два основных вида налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка - проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отношении отдельных налоговых деклараций камеральная проверка проводится в обязательном порядке;
  • выездная налоговая проверка - проверка, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика на основе документов, представленных налогоплательщиком в ходе мероприятий налогового контроля. Выездная налоговая проверка может проводиться как в отношении всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, так и в отношении отдельных из них. Налоговые органы проводят выездные налоговые проверки как в плановом порядке, так и внепланово, когда имеются подозрения в уклонении налогоплательщика от уплаты налогов. В профессиональных кругах бытует мнение, что само по себе назначение выездной налоговой проверки уже означает, что налоговый орган располагает серьезными доказательствами виновности налогоплательщика в совершении налоговых нарушений и проверка в любом случае приведет к выявлению недоимки и взысканию штрафов и пеней. Со своей стороны отметим, что такая позиция не лишена здравого смысла хотя бы с точки зрения объема проводимых налоговыми органами подготовительных мероприятий, по итогам которых определяются налогоплательщики для выездной проверки. Из практики отметим, что одной из основных проблем (а для некоторых налогоплательщиков – единственной) является наличие в цепочке поставщиков/исполнителей недобросовестных с налоговой точки зрения контрагентов (подробнее об этом смотрите раздел «Проверка налоговой добросовестности»).   С 2012 года в российском налоговом праве появился дополнительный вид налоговых проверок - проверка цен в контролируемых сделках (трансфертное ценообразование), совершенных между взаимозависимыми лицами. Данный вид проверки в настоящее время приобретает особую актуальность и проводится в отношении информации, содержащейся в документации по трансфертному ценообразованию (в случае ее отсутствия налоговому органу для начисления налогов не требуется оспаривать результаты проведенного анализа самим налогоплательщиком, что значительно упрощает работу налоговых контролеров). Из практики отметим, что одно лишь наличие грамотно подготовленной документации по трансфертному ценообразованию в некоторых случаях приводит к отказу налоговых органов от дальнейших попыток доначислить налоги.

Каждый из перечисленных видов налоговых проверок имеет свои параметры: правила, процедуры и сроки. Но каждая из них может иметь различные негативные последствия для налогоплательщика, ввиду чего, необходимо подходить к проверкам осторожно и подготовленно, в том числе и с учетом того, что представленная налогоплательщиком или его контрагентом информация в дальнейшем может послужить основанием для доначисления налогов налоговым органом. 

Необходимо также иметь в виду глубину налоговой проверки, которая, по общим правилам, не может превышать трех лет (с определенными исключениями).

Этапы и некоторая информация по обжалованию результатов налоговой проверки

В общей практике под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются следующие этапы защиты интересов налогоплательщика:

  • обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • апелляционное обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе;
  • обжалование решения вышестоящего налогового органа в ФНС России (факультативное);
  • обжалование результатов налоговой проверки в Арбитражном суде (подробная информация представлена в разделе «Налоговый арбитраж»).

Следует отметить, что решение налогового органа вступает в силу после его надлежащего обжалования в вышестоящем налоговом органе в части, подтвержденной вышестоящим налоговым органом (в некоторых случаях полностью отменяется вышестоящим налоговым органом). Данный факт влияет на дату выставления налоговым органом требования об уплате доначисленных налогов/сборов, штрафов и пеней, что, в свою очередь, может являться для компании весьма болезненным еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о привлечении органов полиции и возбуждение уголовного дела.

Со своей стороны отметим, что обжалование наиболее эффективно тогда, когда налоговая проверка от начала и до конца проводится с квалифицированным сопровождением и налогоплательщик защищает свои интересы не на стадии выдачи/вынесения акта/решения, а с момента начала проведения  налоговым органом мероприятий налогового контроля.

Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы. Следует помнить, что несоблюдение установленных  сроков (достаточно сжатых) и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.

Отметим, что в случае квалифицированного подхода налогоплательщика к налоговой проверке, досудебное урегулирование спора является достаточно эффективным инструментом снижения размера претензий налогового органа, поэтому рекомендуем с самого начала налоговой проверки относиться к ней с полным вниманием и профессиональным сопровождением.

График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Телефон: